07 мая 2011

Организуем знания

Привет. В связи с предстоящим экзаменом по истории и философии наук, танк судьбы временно буксует, и речь сейчас пойдет не о нем, а о знаниях. В процессе обучения в университете многие наверняка помнят про конспекты лекций. Так вот, я не буду вас учить как это делается, потому что сам этого делать не умею. Есть куча и маленькая тележка правильных методов конспектирования и все сводятся к тому, что нужно выделить главное и основное, а не писать все подряд, или что то в этом же ключе. Это не главное.

Главное ответить на вопрос, часто ли вы конспектируете то что узнаете. Не обязательно делать это на бумаге. Я бы даже сказал, не нужно это делать на бумаге. На бумаге удобно думать. Конспектировать лучше текстом. А текст лучше писать на компьютере, потому что искать в нем что-то станет намного легче.

Своя википедия

Раньше когда я натыкался на интересную статью я ее читал и клал в закладки или сохранял на компьютере. И это было глупо. Через какое-то время я просто забывал об этом, нет не полностью, но забывал. Что вы думаете я делал когда надо было вспомнить? Нет, я не открывал закладки и не искал локальную копию. Я искал заново. Я просто забывал что это есть в закладках. Не всегда конечно, но часто.

А потом я начал вести локальную вики. Благо есть Org-Mode для Emacs, а для Vim есть еще более удобная вещь для таких целей, называется vimwiki. Теперь я кратко для себя выделяю мысли из статьи, оставляя от нее только самое нужное. И это на самом деле удобно. Я помню что у меня возможно есть про это в моей вики, и с начало это ищется там, если не находится, то добавляется. Я туда вообще все добавляю. Идеи, задумки, дела, проекты, выжимки из книг и статей.

Чтобы чему-то научиться, научи этому другого

Вот она алчная цель сего блога, учиться самому. Это на самом деле очень интересно попытаться изложить то что ты понял в письменном виде для других. Так можно не только закрепить знание, но и заставить себя копнуть глубже. Ну как-то стыдно сказать что земля круглая, не указав в качестве источника не только себя (для студентов: относись к списку литературы как самой важной части своего реферата/курсового/диплома/и т. д.).

Как руководитель школьного театра (а точнее тот кто имеет право ведения факультативных занятий по этой специальности) могу посоветовать представить себя тем кто будет читать то что вы пишете, не зная заранее о том что же тут написано и какую идею хочет донести автор. Делается это очень просто. Читайте в слух и с выражением. Если читать в слух сложно и смысл предложения теряется, то наверное стоит его разбить на несколько или упростить.

Рисунки в книгах

Как часто вы делаете пометки в книгах? Я конечно говорю про ваши собственные книги, которые принадлежат вам. Идея, что в книгах нельзя писать и рисовать полезно, когда речь идет о книгах из библиотек, но если книга ваша, то почему бы не подчеркнуть мысль автора, которую вы считаете ключевой? Почему не написать рядом с термином номер страницы где он расшифровывается?

А еще есть клейкие закладки. Вы о них знали? Я лично узнал о них в университетские годы, когда увидел у студентов литфака книги из которых торчало штук сто такой ерунды. И это невероятно удобно. С ними искать что-либо в книги возможно не листая ее. Липкие закладки вполне применимы и к блокнотам с тетрадками.

Резюмирую

  • Записывай все свои знания в одно место (если это файл на компьютере, не забывай про резервную копию).
  • Узнал что-то, расскажи и объясни этом кому-нибудь еще.
  • Оставляйте в книгах закладки для более быстрого поиска, и если нужно пометки на полях.